1. Финансовый кризис и крах рыночного либерализма
Главное влияние нынешнего экономического кризиса стали увеличение безработицы и падение темпов роста. Существуют некоторые сомнения в утверждении, что причиной кризиса стал коллапс национального спроса. Движущей силой его стали интернациональные факторы, которые отразились на национальной экономической сфере.
Как и в предыдущих экономических спадах, глобальному финансовому кризису предшествовал длительный период роста цен на активы, преимущественно, на фондовом рынке и в сфере недвижимости. Это, в дальнейшем, сыграло значительную роль в увеличении спроса домохозяйств и представителей бизнеса. В отчетности предприятий это отражалось в увеличении стоимости их активов. Это делало предприятия более устойчивыми, что приводило к увеличению инвестиций. В то же время, банки активно кредитовали инвестиционные операции. Вместе с этим, рост цен на недвижимость и активы делал покупателей более богатыми. Это приводило к увеличению расходов, также финансировавшихся путем привлечения займов. Одной из характерных черт бума перед кризисом были колоссальные займы домохозяйств на фоне увеличения цен на активы.
читать дальшеФинансовые кризисы часто форсируются банками путем переоценки своих обязательств и требований погашения займов. Заемщики, для погашения кредитов, продают свои активы, уменьшая их стоимость. Это приводит к переоценке баланса предприятий, которые, вследствие этого, сталкиваются с серьезными кредитными проблемами, что приводит к значительному падению цен на активы.
Нынешний кризис следовует этой тенденции, но имеет два важных отличия. Во-первых, как отмечалось выше, домохозяйства, так же, как и фирмы, имели значительные задолженности; и во-вторых, существовали так называемые «токсичные активы», в частности, они ассоциируются с некачественными subprime-кредитами. То есть, кризис был спровоцирован тем, что активы компаний были на самом деле меньше, чем их реальная стоимость.
Некоторые ученые, в частности, Джон Невил, связывают нынешний мировой финансовый кризис с политикой рыночного либерализма, исповедуемого многими развитыми странами мира, входящими в международную организацию ОЭСР. Для рыночных либералистов, главная функция правительства заключается в защите свободы от действий соотечественников, а также от действий других государств. Это затрагивает защиту правопорядка, стимулирует исполнение контрактов и создает конкурентные рынки. Милтон Фридман также допускает, что государство, к примеру, может помочь осуществить проекты, которые не под силу компаниям. Но, он отмечает, что государство должно быть осторожной в этой сфере.
В 70-х годах, неоклассические экономисты вновь заявили о своих взглядах насчет превосходства рынков. Их идеи с тех пор доминировали в экономической политике, вместе с уменьшением государственных расходов и налогового бремени. С тех пор, как результат этой риторики, государства уменьшили свой вклад спроса в экономике путем уменьшения государственных расходов и инвестиций. Избыток бюджетных средств и уменьшения государственного сектора отмечались как позитивная тенденция. Нынешний глобальный финансовый кризис является в большей степени результатом этого политического режима.
Тем не менее, исходя из важных работ Кейнса и Калеки, мы знаем, что капиталистическая экономика только генерирует достаточно спроса, чтобы, по счастливой случайности, полностью использовать рабочую силу. В экономике нет механизма, который бы давал полную занятость, это значит, что у правительства есть и всегда была важная роль для того, чтобы произвести совокупный спрос в экономике в том случае, если рабочая сила полностью занята.
За исключением необходимости государственных расходов, важно знать, на что они направлены. Во многих странах расходы на инфраструктуру – очень дорогостоящий путь к увеличению государственных трат. Он включает расходы как на человеческий, так и на физический капитал. По человеческим, социальным и экономическим причинам, расходы на человеческий капитал должны включать меры помощи наиболее уязвимым слоям населения, таким как безработным, людям без постоянной работы, которые технически не являются безработными и имеют такие же характеристики, и являются также уязвимыми участниками рынка труда.
Таким образом, как П. Крислер, так и Дж. Невил говорят о государственном вмешательстве как о наиболее действенном способе выхода из кризиса в национальных масштабах. Политика рыночного либерализма отходит на второй план, что и вызывает изменения в мировой финансовой системе и является доказательством того, что нынешний мировой финансовый кризис является точкой бифуркации для мировой экономики.